- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- "Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения".
"Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения".
08 апреля 2024, 13:25
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ определение аналитическая компания Gartne. MIT Sloan Schoolof Management определяет цифровую трансформацию как «использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий». Взрывной рост социальных сетей, рынка смартфонов, широкополосного доступа к интернету, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта меняют мир, в котором действуют компании. Адаптироваться к изменениям они должны, либо завоевывая новые ниши, либо трансформируя уже существующие. Получается, что цифровая трансформация организаций – это реакция на развитие и активное распространение по всему миру новых информационных технологий. Цифровая трансформация достигает разных уровней, разница между которыми аналогична разнице между двумя терминами: «оцифровка» и «цифровизация». Оцифровка – это перевод информации с физических носителей на цифровые. Примеры оцифровки – электронные книги, видеокурсы, создание цифровой копии картины. При этом не происходит изменения самой структуры информации: она лишь приобретает электронную форму. Оцифровка чаще применяется для совершенствования существующей бизнес-модели и оптимизации бизнес-процессов. Цифровизация – это создание нового продукта в цифровой форме. Например, динамический учебный курс с мультипликацией или интерактивная система комментирования документа – это уже цифровизация. Продукт, созданный на базе цифровизации, уже невозможно перенести на физические носители без существенной потери его качества, поэтому цифровизация в отличие от оцифровки позволяет сделать бизнесу существенный рывок и получить новые конкурентные преимущества. Фактически у цифровой трансформации есть два направления. Первое – это автоматизация и роботизация существующих бизнес-процессов для минимизации участия в них человека. Второе – это масштабирование полученной системы управления с целью создания экспоненциальной организации. Под экспоненциальной организацией мы понимаем организации, масштабируемость которых как минимум в десять раз выше, чем у других организаций, работающих в той же области. НОО «Профессиональная наука» использует Creative Commons Attribution (CC BY 4.0): лицензию на опубликованные материалы - https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru| -9- Монография «Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения» ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Не секрет, что региональная и международная экспансия компании часто сдерживается сложностью тиражирования системы управления на мировой уровень2. Проблемы быстрого роста часто являются основными при тиражировании. Цифровая трансформация за счет автоматизации позволяет стандартизировать систему управления и бизнес-процессы, а значит, дает возможность быстро развернуть их на мировом уровне. Примером может являться трансформация обучающего процесса, который может позволить из бизнес-школы, ограниченной масштабом региона, размером аудиторий и количеством преподавателей, сделать бизнес национального или даже мирового масштаба. Оцифровка процесса обучения позволяет минимизировать затраты, при этом сделать курсы доступными для неограниченной аудитории, понимающей язык, на котором говорит преподаватель. Одним из ключевых условий создания экспоненциальной организации является возможность типизации услуг, и если услуга может быть типизирована, то система управления предоставлением данных услуг также может быть подвергнута типизации и последующей автоматизации. При цифровой трансформации затраты могут быть сокращены на порядок, что позволяет обойтись без построения активных продаж. Продвигать компанию можно через вирусный маркетинг и сарафанное радио, что обеспечивает взрывной рост бизнеса с минимальными затратами за счет демпинга по цене и всеобщей доступности цифрового интерфейса для заказа услуг. Трансформация бизнес-процессов. Смысл цифровой трансформации бизнеспроцесса заключается в автоматизации передачи задач между участниками процесса, и это уже давно можно сделать с помощью систем класса BPMS (Business Process Management Suite). Вторым этапом цифровой трансформации является автоматизация исполнения отдельных операций. Например, оценка надежности клиента происходит автоматически, как и проведение тестирования слушателей учебного курса. Для автоматизации операций часто используются «цифровые роботы», которые 2 Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Дивергентное мышление в сервисной деятельности / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 31. НОО «Профессиональная наука» использует Creative Commons Attribution (CC BY 4.0): лицензию на опубликованные материалы - https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru| -10- Монография «Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения» ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ самостоятельно принимают решения на базе математических алгоритмов или даже искусственного интеллекта3. Многие информационные системы выполняют операции дешевле, быстрее и лучше человека, что позволяет добиться невиданного быстродействия с одновременной минимизацией количества ошибок. Уже есть примеры роботов-помощников для поддержки студентов, роботов-журналистов и даже роботов руководителей, распределяющих задачи намного эффективнее, чем человек. Результатом цифровой трансформации сервисного бизнес-процесса является набор информационных сервисов, взаимодействующих друг с другом в ходе того или иного процесса. Многие банки уже проводят процедуры оценки заемщика без участия человека. При вызове такси в компаниях новой формации все взаимодействие происходит напрямую между клиентом и водителем при помощи информационной системы и также не подразумевает участие человека. Но не всегда можно полностью исключить человека из бизнес-процесса. Тогда цифровая трансформация позволяет собирать данные для принятия решения в оперативном режиме и обеспечивает удаленное управление по цифровым каналам связи с помощью технологий робототехники. Примеры такой трансформации можно наблюдать в сфере услуг, нефтедобыче, электроэнергетике и производстве. Несомненно, что в современном бизнесе словосочетание «цифровая трансформация», стало упоминаться все чаще и чаще. Похоже, что новые технологии, которые активно развиваются в мировом масштабе, скоро перевернут наше представление о возможностях IT4. Одна из ключевых технологий, на которой основывается цифровая информация, – это интернет вещей. То, что многие бытовые приборы подключены к электросети – это привычно, но постепенно, все больше объектов физического мира подключают к интернету, что позволяет обеспечить сбор информации и даже удаленное управление 3 Петренко А.С., Бородай В.А. Вектор эвритмии альтернативной бизнес-модели сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 2. 4 Дудкина О.В. Лояльность клиентов как инструмент маркетинга в сфере сервиса // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 290-300. НОО «Профессиональная наука» использует Creative Commons Attribution (CC BY 4.0): лицензию на опубликованные материалы - https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru| -11- Монография «Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения»